Государственные расходы и закупки – под общественный контроль

5 Сентября 2013

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 5 сентября провел совещание по вопросам работы Экспертного совета при Правительстве в части совершенствования общественного контроля государственных расходов, закупок и инвестиций. Медведев выразил надежду, что вступление в силу закона о Федеральной контрактной системе позволит минимизировать проблему коррупции при госрасходах. Важно не только заниматься повышением эффективности бюджетных расходов, но и решением других задач, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с госзакупками», — указал премьер. По его словам, госзакупки — это в том числе средство поддержки инновационных продуктов, а также малого и среднего бизнеса.

Совершенствование системы госзакупок — один из приоритетов работы системы Открытого правительства. В числе главных задач — обеспечение контроля над госзакупками со стороны гражданского общества, мониторинг внедрения Федеральной контрактной системы, разработка методических рекомендаций, масштабирование лучших практик. Соответствующими вопросами занимается рабочая группа Экспертного совета при правительстве РФ.

Приоритетное внимание уделялось вопросам общественного контроля, вопросам доступности и объективности предоставляемой информации», — отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

С целью минимизации рисков внедрения ФКС уже реализуются ряд пилотных проектов с применением новых процедур размещения госзаказа: на базе «Росатома», а также в Калужской, Вологодской, Новосибирской областях, Татарстане, Башкирии и Красноярском крае. По словам Абызова, ФКС показала большую эффективность по сравнению с 94-м ФЗ.

«Федеральная контрактная система позволяет применять более конкурентные закупочные процедуры... С другой стороны, ФКС позволяет производить «умные» закупки, которые позволяют закупки товаров и услуг, а также инвестиции государства, связанные с так называемыми контрактами полного жизненного цикла и полной стоимостью владения. То есть иногда не самое эффективное – купить самое дешевое, то, что быстро выйдет из строя. Новые критерии ФКС позволяют проводить закупки с тонкой донастройкой на финальный результат», — рассказал министр о результатах анализа ФКС.

В процессе реализации пилотных проектов выявлены и некоторые проблемы, признал Михаил Абызов. В частности, речь идет о перегрузке информационных систем. Их решено модернизировать до конца года.

С вступлением в силу закона о ФКС работа в фрмате Открытого правительства по совершенствованию системы госзакупок не завершится – эксперты будут продолжать мониторинг и разрабатывать рекомендации по устранению возникающих в процессе применения ФКС проблем.

Сейчас система закупок для государственных нужд регулируется федеральным законом № 94-ФЗ. Социологи из ВЦИОМ и SuperJob выяснили, что отношение к нынешней системе госзакупок и со стороны граждан, и со стороны профессионального сообщества, скорее, негативное. «80% населения России… считает, что она [система госзакупок], мягко говоря, не совсем прозрачная и справедливая», — указал первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов.

С 1 января 2014 года в силу вступит Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». То есть Единый порядок закупок будет действовать и на региональном, и муниципальном уровнях. Им вводится новый институт участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе на этапе их планирования. 63% респондентов считают публичный гражданский контроль за госрасходами эффективной мерой, а 55% опрошенных граждан готовы принимать участие в таком контроле, уточнил Абрамов.

По расчетам экспертов, введение новой системы госзакупок в первый год позволит экономить до 700 млрд рублей в год, свидетельствует исследование Высшей школы экономики, подготовленное для Экспертного совета при Правительстве. Как сказал первый проректор ВШЭ Александр Шамрин, общественные слушания необходимо перемещать на этап планирования. Кроме того, эксперты предлагают разработать новую систему работы органов исполнительной власти с введением персональной ответственности за результат, рейтингование заказчиков, оценки эффективности закупочной деятельности. Экспертный совет готов разработать и представить на обсуждение предложения по этому вопросу», — отметил Шамрин.

Участники совещания идею выработки критериев эффективности закупочной деятельности и рейтингования министерств поддержали. Эта система будет подготовлена в первом квартале. Я надеюсь, что по результатам 2014 года уже будут обнародованы результаты», — уточнил Михаил Абызов.


Все события