Минтруд представил планы по реализации механизмов открытости в своей работе

30 Июля 2013
30 июля в Министерстве труда и социальной защиты России состоялось обсуждение порядка разработки и принятия ведомственных планов по внедрению Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти. Особое внимание было уделено тематике общественного обсуждения и экспертного сопровождения пятилетних планов работы министерств и ведомств. 

В совещании приняли участие: Министр РФ Михаил Абызов, Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, а также представители ряда федеральных органов исполнительной власти и экспертного сообщества. 


В ходе совещания было рассмотрено три вопроса: 


1. О проекте плана работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2015 годы по внедрению стандартов государственной служебной культуры, механизмов и принципов Открытого правительства. 


2. О необходимости общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти. 


3. Об итогах разработки проекта концепции открытости федеральных органов исполнительной власти и ходе работ по внедрению принципов Открытого правительства. 


Рассказывая о плане работы Минтруда по внедрению принципов и механизмов Открытого правительства на 2013–2015 годы, Максим Топилин пояснил, что главная задача – создать качественную обратную связь, чтобы на ее основе дать оценку результатов, которых достигло ведомство. Министр отметил, что сейчас при Минтруде формируется общественный совет: «Он призван создать стандарты государственной служебной культуры и найти форменный стиль ведомства. Это способ создать обратную связь, чтобы работа ведомства оценивалась и отслеживалась. Важно контролировать работу госслужащих». 


Директор Департамента развития государственной службы Минтруда России Дмитрий Баснак обозначил основные задачи в рамках реализации плана работы по внедрению механизмов и принципов Открытого правительства: создание организационно-правовых основ для реализации плана, разработка и внедрение стандартов государственной служебной культуры, информационная открытость министерства, взаимодействие с референтными группами и представителями экспертного сообщества. Он пояснил, что в документе содержатся пять уровней открытости: «Мы для себя взяли два первых уровня как наиболее подходящие, остальные планируем проработать в перспективе». 


Комментируя доклад Баснака, Михаил Абызов заявил: «Мы в состоянии сделать вместе с вами первый, второй и третий уровень за 2013 год. Конкретно для Минтруда важно создать показатели эффективности этой работы, вычленить референтные группы и разработать детализированную программу. Я считаю, что программа составлена очень хорошо и для других министерств она будет базовым образцом». 


Говоря о работе с референтными группами, Дмитрий Баснак обозначил важность создания качественной связи между обществом и госслужащими. Он отметил необходимость дополнительного обучения госслужащих, предоставления им новой информации по кадровым технологиям: «Необходимо и мотивировать госслужащих, и оценивать их деятельность. Для нас важно дать госслужбам инструмент, не просто отправить материал по почте, но собираться и обсуждать его. Так, чтобы можно было внедрять на практике». 


Кроме того, Баснак отметил важность качественной работы общественной приемной, сайта ведомства и горячей линии: «Все то, что предусмотрено в концепции, можно воплотить. Нужно расширять интернет-среду и все коммуникации, чтобы мы получали обратную связь». 


Говоря о необходимости общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, Михаил Абызов пояснил, что Минтруд отвечает за госслужбу, именно поэтому важным элементом в его деятельности является выработка рекомендаций для других ведомств: «Мы сегодня обсуждаем программу по внедрению стандартов государственной служебной культуры. Без изменения культуры мы результатов не добьемся. Если мы хотим добиться всеобщего признания, мы должны ставить перед собой очень четкие задачи». 


Вопрос о служебной культуре будет вынесен на рассмотрение Правительственной комиссии в ноябре, к тому времени уже должны быть сформированы соответствующие методические рекомендации. Михаил Абызов заявил: «Если чиновник игнорирует общественное мнение, игнорирует процедуру и предварительное обсуждение в сети Интернет – надо его наказывать, возможно, материально. Тогда система будет работать». 


В ходе обсуждения последнего пункта повестки Андрей Жулин отметил, что план Минитруда соответствует требованиям Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти. По его словам, были использованы те инструменты и механизмы оценки, которые описаны в Стандарте: «Это хорошая инфраструктурная база для последующего движения в сторону открытости. Самое важное то, что здесь план не оторван от деятельности министерства, открытость не становится его факультативной деятельностью». 


*** 


Напомним, рабочей группой Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства был разработан проект Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти. Помимо общей концепции разработана методика реализации, мониторинга и оценки открытости госорганов. Документ прошел широкое обсуждение на различных площадках, все замечания были учтены в ходе дальнейшей доработки. Принятие Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти на уровне Правительства России предполагается до 1 сентября 2013 года. 


Также экспертами Открытого правительства совместно с Минэкономразвития России были разработаны методические рекомендации по типовым формам и методам экспертного сопровождения и общественного обсуждения планов работы министерств и ведомств, являющиеся важной частью Стандарта открытости.


Представленные в методрекомендациях подходы предполагают три основных этапа: 


1. Экспертная оценка планов. 

2. Публичное представление планов общественности. 

3. Общественная и экспертная оценка реализации планов. 


Пилотными ведомствами, которые начали в своей работе использовать механизмы общественного обсуждения и экспертного сопровождения, стали Минтруд, Минздрав, Минкомсвязи и Минобрнауки. Также предполагается формирование ведомствами отдельного плана экспертного сопровождения и общественного обсуждения, формат которого также предложен в рамках методических рекомендаций. 


Основная цель – улучшить качество планов работы министерств, сделать их более понятными различным референтным группам, в том числе путем разъяснения гражданам методов реализации целей ведомств и необходимых для их достижения ресурсов. В результате должно быть обеспечено гражданское участие, общественная и экспертная поддержка, контроль реализации планов деятельности органов власти. Это важно как для повышения эффективности работы самих ведомств, так и для обеспечения доверия к власти со стороны общества в целом.


Все события