В Общественной палате дали оценку проекту Стандарта открытости госорганов

25 Июля 2013
24 июля на площадке Общественной палаты состоялись слушания по проекту Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, а также проектов методики реализации Концепции и методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. 

В обсуждении приняли участие: члены Общественной палаты, политологи, общественные деятели, а также главы действующих общественных советов при органах государственной власти. 


Напомним, что рабочей группой Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства был разработан проект Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти. Помимо общей концепции разработана методика реализации, мониторинга и оценки открытости госорганов. Стандарт направлен на повышение эффективности и результативности мер по совершенствованию системы государственного управления, определенных Указами Президента России от 7 мая 2012 г. и Основными направлениями деятельности Правительства России на период до 2018 г. 


В Стандарте четко определен порядок раскрытия информации в формате открытых данных, выработана система определения приоритетов министерств для общественного и гражданского контроля, а также новые принципы формирования и работы общественных советов. 


В качестве докладчика выступила Наталья Дмитриева, старший научный сотрудник отдела организационного проектирования Центра анализа деятельности органов исполнительной власти НИУ ВШЭ. Она пояснила, что представленный проект – это комплексный документ. Предложенные методики можно внедрять не только на федеральном уровне, он адаптирован для регионов: «Около 70% руководителей регионов согласны с представленными в проекте механизмами, что позволяет нам констатировать, что доклад может быть масштабирован в регионах»


Дмитриева отметила, что в проекте Стандарта выделено 10 инструментов открытости, именно они являются предметом мониторинга и оценки открытости министерств и ведомств. Кроме того, можно будет рассчитать индекс открытости по каждому из инструментов. Их внедрение предполагает изменения по трем направлениям: информационная открытость органов власти, технологические изменения, механизмы обратной связи. 


Отвечая на вопрос Николая Остаркова, вице-президента «Деловой России»: «Чем предложенные инструменты открытости госорганов отличаются от всех попыток что-то поменять в административной системе?», Наталья Дмитриева пояснила: «Сегодня регламенты и стандарты, которые раньше казались нереальными, заработали. На наш взгляд, концепция открытости является изменением отношения власти к гражданам и к своей работе. Исполнительная власть должна быть подотчетна. Судя по социологическим опросам, именно такая система как Стандарт открытости открывает все механизмы общественного контроля». 


После свои замечания по проекту представили члены Общественной палаты и руководители общественных советов. 


Игорь Борисов, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, отметил, что главная цель разработки таких документов – повышение качества работы органов власти и повышение доверия к ней со стороны общества: «Наши граждане должны понимать, как работает госмеханизм. Что одного письма, к примеру, Президенту, или выхода на митинг недостаточно». 


Член Общественной палаты Российской Федерации Ирина Котелевская подчеркнула, что предложения по доработке нормативно-правовой базы должны быть обязательной составляющей Стандарта: «В тексте концепции я не вижу новизну, все принципы движения верные, но к ним нужно привязать технологии». Она отметила, что новой является только задача планирования: «24 статья Конституции говорит о предоставлении гражданам необходимого объема информации. В документе прописаны две методики, которые должны давать инструменты, но они никогда не будут реализованы пока соответствующие постановления не будут закреплены в положении о ведомстве». 


Этот тезис поддержал и член Общественной палаты Станислав Городецкий: «Необходимо внести изменения в должностные инструкции госслужащих, чтобы обязать их исполнять методики Стандарта открытости».


Член Общественной палаты Сергей Марков отметил, что в целом документ хорошо проработан, однако необходимо более детально проанализировать международный опыт и определить, какие «ловушки» могут возникнуть при его внедрении: «У нас есть опыт других стран в этой сфере, поэтому мы можем продумать возможные ошибки при внедрении, посмотреть, с какими проблемами столкнулись другие страны на этапах внедрения»


Заместитель начальника управления Федеральной антимонопольной службы Елена Улина отметила, что важно добавить к рекомендациям такое понятие как информационная открытость: «В ФАС, есть готовые показатели, которыми мы измеряем показатель открытости нашей работы (посещаемость сайта, опросы и т.д.), мы можем поделиться опытом, мы 3 года работаем в этом направлении». 


Елена Зеленова, председатель Общественного совета при УФСИН России по городу Москве, подчеркнула, что в документе отсутствует понятие ответственности за неисполнение положений Стандарта. 


До 15 августа члены Общественной палаты представят в Экспертный совет при Правительстве свои замечания по проекту. Принятие Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти на уровне Правительства России предполагается до 1 сентября 2013 года.


Все события