Параллельный импорт - за и против

4 Июля 2013

2 июля в формате Открытого правительства на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ состоялся круглый стол «Легализация параллельного импорта: риски для инвесторов»

«Параллельный импорт – это ввоз товаров, на которые право интеллектуальной собственности было исчерпано, через каналы, не связанные напрямую с правообладателем (производителем) и являющиеся альтернативными авторизованной дистрибуции. С 2002 года в России действует так называемый национальный принцип исчерпания прав – ввезти товар можно только с разрешения правообладателя торговой марки. Ввозимые без этого разрешения товары должны задерживаться на границе. В такой ситуации многие иностранные производители предпочли создать в России свои локальные производства. Федеральная антимонопольная служба России в сентябре 2013 года должна представить проект нормативно-правового акта, разрешающего ввоз оригинального товара без специального согласия правообладателя товарного знака. Если акт будет одобрен и норма введена, ввозимые в Россию фирменные товары подешевеют на 20–30%. Противники параллельного импорта опасаются, что со снятием запрета в Россию хлынут поддельные товары, включая фальшивый алкоголь и электроприборы». 

В рамках круглого стола были представлены позиции Министерства промышленности и торговли и Федеральной антимонопольной службы – ведомств, имеющих непосредственное отношение к проблематике параллельного импорта. В дискуссии приняли участие более 50 экспертов – представителей деловых объединений бизнеса, экспертно-аналитических организаций, производственных и торговых предприятий. В их числе: заместитель директора Департамента государственного регулирования внешней торговли Минпромторга России Сергей Жданов, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании М.Видео Тагир Калимуллин, советник Федеральной антимонопольной службы и представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Анатолий Семенов, директор Департамента правовой политики и общественного развития Фонда «Сколково» Алексей Иванов, руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Александр Курдин

Сергей Жданов в своем докладе разъяснил позицию Минпромторга, выступающего против легализации параллельного импорта. По словам Жданова, действующий национальный принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности (т.е. запрет параллельного импорта) является важным фактором инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, локализующих свои производства в нашей стране. 

В свою очередь, Тагир Калимуллин поддержал позицию Минпромторга, дополнив ее рядом аргументов. По его словам, от 80 до 95% бытовой техники иностранных брэндов, продаваемых в России, производится внутри страны, на российских предприятиях этих компаний, построенных за последние годы. В других товарных сегментах степень локализации производства иностранных брэндов хоть и ниже, но, тем не менее, впечатляющая. По мнению Калимуллина, права локализованных иностранных инвесторов, безусловно, должны быть защищены от возможной конкуренции со своими собственными товарами, ввозимыми в Россию без санкции правообладателей. Кроме того, он рассказал о возможных рисках в случае легализации параллельного импорта, таких как закрытие российских производств и перенос их в соседние страны, отток капитала в связи с переносом закупочных операций за рубеж, недобор налогов и сборов, в первую очередь, НДС и таможенных пошлин. При этом Калимуллин настаивал, что ожидаемого снижения цен для потребителя (основной аргумент сторонников параллельного импорта) не произойдет. 

Комментируя выступление Тагира Калимуллина, советник Федеральной антимонопольной службы и представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Анатолий Семенов представил противоположную точку зрения. По его мнению, запрет параллельного импорта приведет к дискриминации российского потребителя, что выразится в ограниченном ассортименте и завышенных ценах на товары иностранных производителей. Согласно приведенным расчетам, товары, не защищенные от параллельного импорта (не внесенные в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности) стоят в среднем на 11–13% дороже, чем за рубежом, тогда как по защищенным товарам завышение цены составляет 22–32%. По мнению Семенова, только из-за запрета параллельного импорта российские покупатели переплачивают в среднем 10% или, с учетом структуры товарного импорта, около 24 миллиарда долларов ежегодно. В заключение он привел цитату немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут – не надейтесь на подписанные вами кабальные соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть». 

Директор Департамента правовой политики и общественного развития Фонда «Сколково» Алексей Иванов поддержал позицию ФАС, приводя в качестве аргумента ценностные установки и ссылаясь на Конституцию России, гарантирующую свободное распоряжение приобретенной собственностью. По мнению Иванова, разрешение на монополию должно соответствовать конституционно защищаемым ценностям; когда монополия устанавливается ради монополии, то это приносит обществу вред. 

Высказывая свое мнение, руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям Аналитического центра при Правительстве России Александр Курдин отметил, что в той или иной форме движение в сторону плавной легализации параллельного импорта уже происходит и задача сторон – не пытаться бескомпромиссно отстаивать свои позиции, а стремиться к поиску взаимоприемлемых промежуточных решений. В качестве возможного примера он рассказал об идее легализации параллельного импорта при одновременном исключении из этого режима иностранных инвесторов, разместивших свои производства в России. 

В ходе круглого стола эксперты высказались в пользу проведения пилотных инициатив с целью тестирования различных режимов легального параллельного импорта и отработки практических механизмов минимизации рисков для производителей, однако также особо отметили возможные негативные последствия легализации для инвесторов.


Все события