Задача – создать единое информационное ядро на местном, региональном и федеральном уровнях

4 Июня 2013

4 июня в Доме Правительства состоялось заседание Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. 

В мероприятии приняли участие: Министр РФ Михаил Абызов, Министр образования РФ Дмитрий Ливанов, Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Андрей Логинов, генеральный директор АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» Елена Панфилова, ректор РАНХиГС Владимир Мау, а также члены Правительственной комиссии и Экспертного совета при Правительстве. 

В ходе заседания было рассмотрено два вопроса: 

- типовые формы и методы организации общественного обсуждения и экспертного сопровождения планов работы министерств и ведомств; 

- создание перечня первоочередных наборов открытых данных ФОИВ, подлежащих публикации, а также методических рекомендаций по публикации открытых государственных данных. 

Недавно Президент России Владимир Путин провел совещание о ходе исполнения указов, подписанных 7 мая 2012 года, по итогам которого выпущено поручение Правительству: разработать типовой план деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на ближайшие 5 лет с разбивкой по годам и с привязкой к исполнению задач, поставленных в майских указах Президента и Основных направлениях деятельности Правительства до 2018 года (согласно поручению до 7 июня каждое министерство должно представить свою программу работы на 2013 год). Президент также поручил Правительству обеспечить общественное обсуждение и экспертное сопровождение реализации планов деятельности министерств и ведомств. Министр РФ Михаил Абызов по поручению Председателя Правительства Дмитрия Медведева назначен ответственным за организацию публичного обсуждения и экспертного сопровождения планов работы ФОИВов в рамках системы «Открытое правительство». 

Экспертное сопровождение и общественное обсуждение планов – это не PR-мероприятие, но важный вопрос подотчетности и гражданского контроля, который может быть обеспечен, только если планы ведомств и информация об их исполнении доступны и понятны гражданам. В этой связи экспертами подготовлены предложения по типовым подходам, формам и методам организации данного процесса. 

Выступивший на заседании заместитель министра экономического развития Леонид Осипов обозначил два этапа реализации экспертного сопровождения и общественного обсуждения планов. Он отметил, что необходимо не только выстроить и внедрить единую информационную систему, но и дополнить ее функциональность возможностью учета экспертных мнений.

Михаил Абызов в этой связи отметил: «Данные и статистическая отчетность, которая предоставляется на региональном и федеральном уровне, между собой не стыкуются, а иногда и расходятся. Задача, которую мы ставим перед внедрением информационной системы и средств автоматического сопровождения реализации планов министерств в достижении прямых показателей по указам, – создать единое информационное ядро на местном, региональном и федеральном уровнях. Система, которая бы консолидировала всю статистику по исполнению положений указов Президента, все отчеты министерств и ведомств на различных уровнях реализации программ»

Директор Департамента государственного регулирования Минэкономразвития России Алексей Херсонцев высказал предложения по вопросам коммуникации ведомств с обществом: «Мы предлагаем на площадке Открытого правительства собрать представителей пресс-служб и вместе провести работу, чтобы определить стратегию - как продвигать на понятном языке те показатели, которые обозначены в планах»

Первый проректор, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого НИУ ВШЭ Лев Якобсон отметил, что лишь на трех из десяти сайтов ведомств-лидеров рейтинга открытости (МЧС, МВД и ФМС) есть упоминания об указах Президента – «Ни на одном из (остальных) сайтов ничего об исполнении указов нет. Мне кажется, что ситуация не такая, когда можно ограничиваться только работой пресс-службы. Основная «добавленная стоимость»создание целостной среды, где разные группы найдут адекватную информацию в поиске решений. Это звучит «рамочно», но мы готовы над этим работать. Опыт работы Экспертного совета очень позитивен, нужно сегодня наряду с теми формами, которые есть, опереться и на независимые экспертные центры, они есть в стране». Якобсон также посетовал на низкую информированность населения о деятельности Правительства, приведя в пример данные опроса ВЦИОМ от 19 апреля 2013 г., согласно которому 42% респондентов не смогли назвать достижения кабинета министров за последний год, столько же (42%) считают, что достижений не было. Половина опрошенных не может привести примеры неудач в работе правительства, большинству же россиян (81%) вообще не запомнились какие-либо инициативы и решения министров, сделанные ими за год работы. Остальные упоминают борьбу с курением и алкоголизмом, ужесточение штрафов за вождение в нетрезвом виде, укрепление армии (по 2%). Прочие решения смогли назвать не более 1%. 

По итогам выступлений Михаил Абызов заявил: «Я хотел бы, чтобы была проведена работа с департаментом Аппарата Правительства по анализу сайтов министерств и ведомств, чтобы был проведен детальный анализ и к следующему заседанию комиссии был представлен отчет о том, на каком сайте на самом деле сообщается о реализации указов и работе ведомства или министерства»

Выступивший на заседании член Экспертного совета при Правительстве, генеральный директор Холдинговой компании «Композит» Леонид Меламед поддержал идею обязать ФОИВы публиковать планы работы на год в понятной и доступной форме. Эксперт подчеркнул важность привлечения независимых компетентных специалистов к оценке деятельности ФОИВов, необходимость публикации промежуточных целей, так как это позволило бы своевременно отслеживать ход исполнения проекта. 

Генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив» Андрей Никитин предложил использовать портал государственных услуг в качестве основной площадки для обратной связи с обществом. В этой связи, заместитель Премьер-министра – Министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов рассказал, что в Татарстане уже реализуется подобный проект («Открытый Татарстан»). 

В завершении обсуждения первого вопроса Михаил Абызов отметил необходимость внедрения инструментов обратной связи с обществом в рамках работы Интернет портала госуслуг, а также подчеркнул: «Нужно посмотреть опыт Татарстана и других регионов, определить, где у нас неудачные результаты, и понять, в чем причины. Можно сделать это с нашими коллегами из Совета Федерации и Государственной Думы»

При обсуждении второго вопроса было отмечено, что Минэкономразвития совместно с Советом по открытым данным подготовили к рассмотрению на Правительственной комиссии перечень первоочередных наборов данных ФОИВ, подлежащих публикации в форме открытых данных, в том числе: 

· информация о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных ФОИВом и его территориальными органами; · реестры лицензий на конкретные виды деятельности; 

· сведения о вакантных должностях; · статистическая информация, сформированная ФОИВом в соответствии с федеральным планом статистических работ; 

· план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год; 

· перечень территориальных органов и представительств ФОИВа за рубежом (при наличии) и перечень подведомственных организаций (при наличии). 

Напомним, что для исполнения Указа Президента № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Минэкономразвития совместно с Минкомсвязи, членами Экспертного совета при Правительстве и общественными организациями были разработаны методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к их публикации. Также были собраны предложения и замечания министерств и ведомств, профильных общественных и коммерческих организаций касательно доработки методических рекомендаций и технических требований. 

Михаил Абызов: «Что касается методических рекомендаций, они обсуждались на совете по открытым данным. Это продукт четырехмесячной работы со всеми заинтересованными ФОИВами, а также с представителями интернет-индустрии и общественными организациями. Они прошли дельное обсуждение и их высокое качество обеспечено». 

Также на заседании были рассмотрены требования к составу информации первоочередных наборов данных. Эти наборы должны быть опубликованы ФОИВами уже до 15 июля – срока, обозначенного в указе Президента.


Все события