Состоялась форсайт-сессия по анализу Транспортной стратегии России до 2030 года

28 Марта 2013

Мероприятие прошло 28 марта на площадке Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). Результатом форсайт-сессии стали рекомендации по дополнению и корректировке проекта Транспортной стратегии до 2030 года и формирование «карты будущего» транспортной отрасли в России.

Среди участников сессии: Министр транспорта РФ Максим Соколов, члены Экспертного Совета при Правительстве РФ, представители федеральных и региональных органов власти, отраслевых ассоциаций, научных и исследовательских организаций, транспортных компаний.

Транспортная стратегия до 2030 года дорабатывалась в рамках совместных совещаний Экспертного совета при Правительстве с Минтрансом России, также проект обновленной стратегии прошел широкое общественное и экспертное обсуждение в формате Открытого правительства. По их итогам были сформулированы предложения по совершенствованию проекта, учтенные при доработке стратегии.

Форсайт-сессия ознаменовала финальный раунд обсуждений Транспортной стратегии до 2030 года и «карты будущего» отрасли. В рамках мероприятия эксперты работали в 5 тематических группах:

-        автомобильные перевозки и дорожное хозяйство

-        водный транспорт

-        воздушный транспорт

-        железнодорожный транспорт

-        транспортные системы городов и агломераций

По итогам форсайта был выработан ряд рекомендаций и предложений по корректировке стратегии и дальнейшему развитию транспортной системы страны. Эксперты обозначили общие тренды, в частности, рост общей мобильности населения и бизнеса, требования к опережающему развитию транспортной отрасли по отношению к росту экономики страны, динамику потребностей, связанных с перевозками пассажиров и т.п., а также сформулировали набор предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и методам регулирования в рамках этих трендов.

Эксперты рабочей группы «Железнодорожный транспорт» пришли к выводу, что необходимо оптимизировать маршрутные сети, синхронизировать их с другими видами транспорта, выработать долгосрочные тарифы для железнодорожных перевозок, проработать механизмы государственной поддержки пассажирских перевозок (которые сейчас убыточны), а также увеличить объем инвестиций (как государственных, так и частных) в развитие железнодорожной инфраструктуры на взаимовыгодных условиях. Эксперты особо подчеркнули необходимость развития сети высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Среди основных предложений в области воздушного транспорта были озвучены следующие: создание базы для нормативно-правового регулирования комбинированных перевозок, утверждение стандартов обслуживания пассажиров и освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов авиакомпаний для создания равных экономических условий с зарубежными авиаперевозчиками.

Для развития водного транспорта эксперты подчеркнули необходимость увеличения мощности морских портов в 1,5 раза, развитие ГЧП (государственное частное партнерство), лизинговых схем (операционный лизинг), необходимость синхронизаци развития инфраструктуры водного и наземного транспорта, использование новых типов судов.

Что касается автомобильных перевозок и дорожного хозяйства, то, по мнению участников форсайта, нужен выход на формат транспортно-логистических комплексов. Необходима ревизия наличных средств транспортной системы, прогнозирование рынков и индексирование показателей, а также новые форматы эффективного управления финансирования (фонды) и форматы привлечения частных партнеров.

В заключение Министр транспорта РФ Максим Соколов отметил: «Мы практически завершаем этим мероприятием целую череду общественных и иных экспертных обсуждений нашей стратегии транспортного комплекса. Мы познакомили общественность и всех, кому было небезразлично, с тем, каким будет транспортный комплекс через 20 лет. Помимо сегодняшнего форсайта мы так же обсуждали эту стратегию и в формате Экспертного совета при Правительстве РФ, и общественного совета при Министерстве транспорта, и Общественной палаты, и впервые она была представлена транспортному сообществу в рамках нашей традиционной ежегодной транспортной недели в декабре прошлого года. Пройдя все эти «жернова», в хорошем смысле этого слова, обсуждения, мы готовы к тому, чтобы направить обновленную стратегию с учетом уже недавнего прогноза социально-экономического развития на утверждение в Правительство. Я уверен что сегодняшние идеи, сегодняшние замечания, сегодняшние результаты обсуждения тоже, несмотря на то, что она уже , что называется, «на выходе», позволят нам ее в определенной степени улучшить, где-то подшлифовать чтобы, защищая стратегию в Правительстве, можно было сказать, что были учтены все обоснованные замечания и предложения, которые были высказаны в ходе ее обсуждения».

Подробнее с предложениями экспертов вы можете ознакомиться в представленных презентациях.


Все события