О новых подходах к решению задач промышленной безопасности

16 Октября 2012

Совокупный экономический эффект от предлагаемых изменений в законодательство в области промышленной безопасности может составить 1 триллион рублей.


Сегодня были обсуждены поправки, разработанные Ростехнадзором совместно с Экспертным советом Правительства РФ и предпринимательским сообществом. Предлагаемые изменения, по оценкам бизнеса, позволят сократить текущие издержки более чем на 20 млрд. руб. из ежегодно затрачиваемых на эти цели 60 млрд. руб. А с появлением новых стимулов и правил для нового строительства совокупный экономический эффект от предлагаемых решений может составить 1 триллион рублей. Это высвободит существенные ресурсы для реализации других инвестиционных проектов.


В совещании Председателя Правительства Дмитрия Медведева с Экспертным советом, по теме новых подходов к решению задач промышленной изменений приняли участие приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович,  министр РФ Михаил Абызов, руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин, замминистра экономического развития Олег Фомичев, президент РСПП Александр Шохин, председатель совета директоров ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Владимир Лисин, гендиректор ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков, председатель совета директоров ОАО «Трубная металлургическая компания» Дмитрий Пумпянский и др.


Участники отметили, что законодательство в области промышленной безопасности должно способствовать инновационному развитию промышленности, повышению энергетической и экономической эффективности производств; обеспечить соответствие современным требованиям с точки зрения обеспечения большей надежности и безопасности производств; избавить бизнес от излишних требований и обременений, которые снижают его конкурентоспособность.


Действующий закон был принят в 1997 году. При этом всех, одинаковые требования промбезопасности стали применять, как к атомным станциям, так, например, и к складам хлебопекарен. Причем, это касалось не только надзора и контроля, но и строительства. Сегодня миллиарды рублей и миллионы часов тратятся на оформление тонн бумаг, излишние проверки. Действующая система, зачастую, не повышает безопасность, а плодит неэффективную бюрократию.


Эту систему необходимо менять с учетом того, что где-то необходим режим строгого и непрерывного наблюдения, но где-то – достаточно плановых ежегодных проверок или персонального самоконтроля и ответственности собственника предприятия. Важно сбалансировать и ввести дифференцированные санкции за нарушение требований промышленной безопасности. Необходимо существенно сократить как объем ресурсов, которые тратятся на согласования, так и максимально упростить сами согласовательные процедуры. Это позволит ускорить ввод новых промышленных объектов, уменьшить количество проверяющих чиновников. И, таким образом, сохранив фонд оплаты труда, перейти на контракт эффективности, снизить коррупционные риски.

 

В обновленном законодательстве контроль за работой особо опасных объектов – должен быть усилен. Применительно к ним – снижение критериев безопасности недопустимо. Там, где есть риски технологического характера, работники и третьи лица должны быть защищены нормами закона, реальными финансовыми обязательствами и ответственностью со стороны собственника предприятия.

 

Поправки уже разработаны Ростехнадзором совместно с Экспертным советом Правительства и предпринимательским сообществом. Принятие изменений в закон позволит, по оценкам бизнеса, сократить текущие издержки более чем на 20 млрд. руб. из ежегодно затрачиваемых на эти цели 60 млрд. руб. А с появлением новых стимулов и правил для нового строительства совокупный экономический эффект может составить 1 триллион рублей. Это высвободит существенные ресурсы для реализации других инвестиционных проектов.

 


Все события