Россия по количеству асфальтированных дорог на душу населения занимает всегда одно из предпоследних мест

Игорь ЮРГЕНС

Председатель правления Института современного развития

Все блоги автора
1 Ноября 2011
Мы очень долго изучали тему транспорта в экономике. Перед нами сейчас стоит сложная задача, связанная даже не с тем, что Россия по количеству асфальтированных дорог на душу населения занимает всегда одно из предпоследних мест. Дело в том, что если вы смотрите на Россию со спутника, то карта нынешних автодорог совпадает еще с картой гужевого транспорта дореволюционной России.  Наша транспортная система не рассчитана на современную жизнь.
Для примера, если вы производитель в Поволжье и вам надо отвезти  произведенный вами на экспорт продукт, предположим, в Санкт-Петербург, вам надо делать это через Москву. Что делается в Москве на всех кольцевых автодорогах и так далее даже для транзитного транспорта всем москвичам известно. Это вопрос глобального сочетания нескольких концепций. В Министерстве транспорта  есть «Концепция 2030» – концепция развития транспорта до 2030 года, но она не совмещена с наработками пространственного  развития России. То есть какие центры в первую очередь будут нуждаться в транспортной связи с остальной Россией и зарубежьем?

Это концепция разрабатывалась с Министерством регионального развития России, и она не совмещена с «Концепцией 2030» Минтранса. Плюс существуют научные разработки у экономистов, этнографов, демографов, которые каждый по-своему описывает ситуацию на 5-10 лет вперед, в связи с тем, что где-то население будет расти, а где-то оно будет очень серьезно убывать. Соответственно, транспортные артерии нужно под это дело подстраивать. Необходимо совмещение видений научных, видений министерских и ведомственных, видений европейской инфраструктуры и видений России как моста между Европой и быстрорастущей Азией.

И все это нуждается не только в осмыслении, но уже и в пошаговом плане развития, чего пока, в общем, не происходило.
Что дадут подобные разработки? Номер один понятен каждому. Это дает третью или четвертую позицию по доходам в наш бюджет. Напоминаю, что на северо-востоке мы граничим с США – крупнейшей экономикой мира, на юго-востоке мы граничим с крупнейшей второй экономикой мира – Китаем. И весь наш запад – это большая наша граница с третьей крупнейшей экономикой мира Евросоюзом.

То есть, если мы правильно построим транспортную стратегию России, то мы, как крупнейшее инфраструктурное транзитное пространство в мире между тремя сверхдержавами на наших границах, мы можем получать  гигантские суммы от транзита между этими крупнейшими экономиками, которые сопоставимы с тем, что Россия пока зарабатывает на газе, нефти и металле. Это третья или четвертая позиция по поступлению в бюджет и миллионы рабочих мест. Но для этого надо сделать все вышесказанное. Вопрос назрел и перезрел, и пока отставание гигантское.

И второе, что очень часто не только экономисты говорят, что риски распада России в принципе существуют. 80% населения живет на европейской части, она составляет меньше одной трети нашей территории, на остальных двух третях живет 18 миллионов человек, даже меньше.

И без того, чтобы «нанизать» Россию на какую-то транспортную ось и связать растущие центры, существовавшие и которые будут возникать, без всего этого мы очень рискуем. Но если мы встанем на путь нанизывания существующих промышленных и сельско-хозяйственных центров на ось Балтика-Тихий Океан, этот риск снижается.
2832

Все публикации