Закупка — сложный процесс, и каждое действие в нём выполняется людьми. От того, насколько чётко, слаженно и правильно выполнено каждое из них, зависит результат и итог сделки

Сергей ФАХРЕТДИНОВ

Руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по совершенствованию госзакупок, руководитель Комитета «Деловой России» по ГЧП и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний

Все блоги автора
27 Апреля 2017
Одной из основных причин низкой эффективности закупочной деятельности в России, оказывающей прямое отрицательное влияние на конкуренцию, является недостаточное развитие квалифицированных кадров в системе закупок. Системный характер проблемы заключается в несоответствии требуемых компетенций.

Утверждённые приказами Минтруда России профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» по сути копируют Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631), но должны применяться для любых госкомпаний и частных организаций, что оказывается неприемлемым на практике.

В Федеральном законе №44-ФЗ прописано несколько требований: контрактная система в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных специалистов; работники должны иметь высшее образование или допобразование в сфере закупок; в состав комиссии заказчик должен включать лиц, прошедших подготовку в сфере закупок.

В законе №223-ФЗ требования к квалификации специалистов отсутствуют вовсе.

Основная проблема заключается в том, что в России нет программ высшего образования в сфере закупок. Существуют курсы повышения квалификации, но они зачастую носят или формальный характер, или преподаватели — «теоретики» и не понимают специфику всех процедур на деле.

Стандарты и действительность сильно разнятся. Сегодня требуются не только теоретические знания законодательства, но и узкие практические навыки закупщиков. Например, ведение переговоров, деловая хватка, управление себестоимостью, юридические знания. Эти и многие другие компетенции должны преподаваться в учебных заведениях и быть включены в стандарты.

Для включения норм и компетенций, отвечающих действительности, необходимо провести детальную экспертизу имеющихся профстандартов в области закупок. Данный мониторинг стоит осуществить практиками с реальным опытом работы. При этом опираться в первую очередь стоит на сведения ФАС, Корпорации МСП, деловых сообществ, контролирующих органов.

Для обеспечения качества разрабатываемых стандартов необходимо создание отдельного органа, отвечающего за развитие профессиональных квалификаций в сфере закупок. Более того, для качественного, непредвзятого и эффективного принятия решений в сфере закупок такой орган должен быть полностью независим от иных служб и отраслей.

Помимо разработки актуализированных профессиональных стандартов, необходимо обеспечить их качественное внедрение. Учебные центры и преподаватели также должны отвечать новым нормам профстандартов. Необходимо создать или аккредитовать существующие учебные центры, программы подготовки профессионалов в области закупок и снабжения в учебных заведениях: от специалиста в области закупок и снабжения до программ MBA. Стоит сформировать систему оценки профессиональных качеств сотрудников компаний и отделов закупок. После внедрения новых стандартов контролирующие органы должны проводить регулярный аудит центров оценки квалификации. Кроме того, систематически проводить выборочные проверки качества обучения и проведения оценки квалификации. При выявлении неудовлетворительных результатов остро ставить вопрос о компетентности данного учреждения и его дальнейшей деятельности.

Многочисленные вопросы, связанные с неправильно заполненной документацией, нарушенными сроками и несостоявшимися закупками, будут решены. Профессиональное и качественное образование — один из показателей стабильности и успешности нашей страны.

Все публикации