Бизнес нужно освобождать от избыточных внеплановых проверок

Сергей КАТЫРИН

Президент Торгово-промышленной палаты РФ

Все блоги автора
1 Ноября 2016

Инвестиционный климат, успешность бизнеса, развитие экономики серьёзно зависят от качества разрешительной, контрольной и надзорной деятельности. В России к этой деятельности у предпринимателей накопилось немало претензий, а масштабная реформа в этой сфере закономерно стала одним из двенадцати направлений стратегического развития страны. Вот только несколько из большого количества проблемных моментов.

У нас три-четыре и больше ведомств могут проверять одно и то же. Почему? Зачем нужны следующие одна за другой проверки одного и того же разными органами? Есть и второй «уровень пересечения», когда одно и то же по очереди проверяет ведомство федерального подчинения, потом регионального, потом муниципального. Нужно избавиться от дублирования, установить чёткие границы, чтобы ведомства и бизнес знали, кто и что имеет право проверять.

Статистика утверждает, что снижается число проверок. Казалось бы, хорошо. Но в действительности серьёзно уменьшилось количество плановых проверок, а внеплановых — резко выросло. ТПП РФ не первый раз обращает внимание на рост внеплановых контрольных мероприятий на фоне введения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Такое «перетекание» плановых проверок во внеплановые серьёзно снижает для бизнеса положительный эффект от введения моратория. Понятно, почему растут внеплановые проверки — их можно проводить без согласования с прокуратурой. В итоге растут затраты бизнеса, ведь каждая проверка — это дополнительные расходы предпринимателей. Можно понять, когда более пристальное внимание обращается на бизнес, занятый в опасных, критически важных для населения (например, в здравоохранении) или коррупциогенных сферах деятельности, хотя и здесь нужны определённые критерии проверок, чтобы бизнес мог нормально работать. Но ведь всё большему количеству внеплановых проверок подвергается весь бизнес. Здесь надо решительно наводить порядок.

Пора сказать также об оценке качества проверок. Например, Федеральная антимонопольная служба уже давно ежегодно называет количество успешно оспоренных бизнесом дел, инициированных ведомством: чем оспоренных меньше — тем, следовательно, лучше работают «антимонопольщики». Следует подумать о разработке чётких критериев оценки контрольных мероприятий, что, безусловно, приведёт к снижению ненужных, нерезультативных проверок бизнеса.


Все публикации