Переход на риск-ориентированный подход — это революция в контрольно-надзорной деятельности

Марина БЛУДЯН

Вице-президент «Опоры России», эксперт Открытого правительства

Все блоги автора
26 Августа 2016
Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности уже внедрён во многих странах. Там проверки в организациях не проводятся и по 20, и по 30 лет. Теперь и мы добились изменений. Подписанное постановление Правительства, официально утверждающее новый подход в госконтроле, — это взвешенный, компромиссный во многом результат совместной работы экспертного и делового сообщества и представителей госорганов, которую координировал министр Михаил Абызов.

У предпринимателей наконец появились критерии, когда и при каких обстоятельствах надзирающий орган может прийти с проверкой. Сейчас свою работу в этом плане отлично выполняют Роскомнадзор и МЧС, к ним у нас нет претензий. Более сложная ситуация с Рострудом и совсем сложная история с Роспотребнадзором. Но, тем не менее, я считаю, что это огромный шаг вперёд, это настоящая революционная история, совершенно новый подход. То, что эти методики утверждены, — это начало больших перемен, эпохальное событие. Надо сказать, что для этого пришлось провести большую ревизию в головах чиновников. В ходе регулярных встреч и обсуждений, которые проводились, в том числе, в формате Открытого правительства, нам удалось достигнуть предельного уровня компромисса. Теперь нужно внедрять новые подходы в наиболее распространённых видах надзора — пожарном, санитарно-эпидемиологическом и в сфере связи, а практика покажет, как нужно совершенствовать контрольно-надзорную деятельность дальше. Для этого крайне важно вести регулярный мониторинг этих надзоров. Я очень рассчитываю, что и другие надзоры начнут в инициативном порядке внедрять риск-ориентированный подход. Сейчас это уже пытаются делать Ростехнадзор, ФАС. У нас резко сократились проверки налоговой инспекцией. Нагрузка в перспективе станет меньше не только на предпринимателей, но и на государство — ведь многочисленные проверки требуют больших финансовых и кадровых ресурсов.

Следующим этапом реформирования контрольно-надзорной деятельности станет ревизия обязательных требований и принятие и реализация федерального закона о госконтроле, который также содержит ряд положений, направленных на улучшение бизнес-климата. Сейчас мы имеем огромное количество дублирующих функций органов контроля и надзора, очень много избыточных требований. Мы надеемся, что Открытое правительство, которое возглавило процесс внедрения риск-ориентированного подхода и проделало ювелирную работу, несмотря на сопротивление со стороны большинства контрольных госорганов, теперь сможет обеспечить такой же компромисс и при подготовке закона о госконтроле. В конечном итоге предприниматели должны обрести доверие к законодательству и действиям властных структур.

Все публикации